Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Одним из условий формирования нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Часто можно услышать мнение о том, что речь ребенка развивается сама по себе, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладеет правильным произношением, «выговорится». Это мнение глубоко ошибочно и является причиной того, что значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные дефекты произношения. Сами собой эти недостатки не исправятся. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ( с, з, ц, ш, ж, ч, л, р.), его язык и губы должны быть сильными, гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  • Дети с небольшими недостатками произношения, благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой, могут научиться говорить чисто и правильно без специальной помощи логопеда.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед – их мышцы будут уже подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно и красиво.

 

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Артикуляционная гимнастика обычно выполняется сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. При этом следите, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
  • Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо каждый день – утром и вечером.

Предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Автор Nedosekov Pavel 29 января 2014 г. 18:07:00

Статистика

  • Записей (6)
  • Комментариев (0)