Детское воровство –одна из самых серьезных проблем, которая волнует и пугает родителей и педагогов. Эту проблему решить можно, и первое, что для этого необходимо сделать родителям – это постараться найти причины воровства ребенка, а второе – установить доверительные отношения с сыном или дочерью, способствующие разрешению возникшей ситуации.

Выделяют три основные причины детского воровства. Первая – это недостаточное развитие воли.Одни дети прекрасно понимают, что совершают нехороший поступок, но сила искушения так велика, что они не могут устоять. Они осознают, что, идя на поводу у своих желаний, наносят вред другому человеку, но находят различные оправдания своему поступку. Другие дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях и о том, как это выглядит в глазах окружающих. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства.

Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, обнаружившего пропажу.

Таких детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих - сначала родителей, а потом и сверстников. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями "свое" и "чужое", если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Особое внимание ребенка нужно обращать на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы.

Вторая причина детского воровства – это недостаток общения состороны родителей. Когда взрослые слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям, или что его не любят, или что к нему несправедливы.Тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. Ребенку не хватает внимания. С этим можно бороться, переключая его на новые увлечения, занимаясь вместе с ним, гуляя. Введите в привычку совместный труд, устраивайте семейные ужины в будни и праздничные обеды в выходные. Пусть он почувствует себя частью семьи - любимой и значимой.

Третья причина детского воровства - стремление самоутвердиться. Это тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать чье-то расположение различными угощениями или красивыми вещами. Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Мы привыкли ответственность за плохие поступки своих детей перекладывать на их друзей, плохую компанию. Однако причину воровства нужно искать в первую очередь всемье. «Поведение жертвы», неумение сказать «нет» формируют в ребенке прежде всего родители.

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, необходимо хранить деньги в недоступном для ребенка месте, а не разбрасывать их по квартире.Во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют возможности свободно распоряжаться личными вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать, поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

Научитесь говорить сребенком по душам. Никогда не поздно стать другом своему ребенку. Поинтересуйтесь, что же на самом деле его беспокоит. Тогда со временем ребенок научится посвящать вас в свои тайны, при условии, что вы будете ему другом и советчиком.

В любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребенку не хватает любви и внимания или у него иная серьезная внутриличностная проблема.

Будьте внимательны к своим детям, тогда любая проблема будет вам по плечу.